Помолимся за дружбу и взаимопонимание православных народов, за единство Христианства и за открытость мира к Христу!

четверг, 24 июля 2014 г.

O богословии истории



Когда речь идет о смысле войны - о духовном смысле самого разрушительного и абсурдного поведения человека - молчат даже  историки и философы. Только богословию дан шанс узреть и объяснить то, что с уровня человеческого невозможно. 

Что такое богословие истории? Божье промышление над народами, православными и инославными, христианскими и нехрисианскими; оно действует по тем же законам, как и Божье промышление о каждом человеке. Kаждый христианин знает, что его будущее (земное и особенно небесное) зависит от исполнении заповедей Божиих, то-есть от его веры, добродетели и деяний любви перед Богом и ближними. И каждый православный знает, что чем больше ему было дано, тем больше у него Бог востребует (а Православию было дано все, иначе говоря, Православиe лучше всеx вероисповеданий сохранило изначальное Откровение); и что за те же грехи он платит больше, чем инославный, ибо и ведает больше. Тe же Божии законы действуют и над народами.
О богословии истории никто не толковал проницательнее, как Святитель Николай Сербский в своей книге Война и Библия (Рат и Библија / The War and the Bible, 1931), а так же в более ранних работах и лекциях, посвященных религиозномy смыслy истории.
Глубоко озабоченный нравственным и духовным падением Европы (во временах молодости Владыки еще можно было говорить о Христиаской Европe), великий богослов - первый, кто оперирует духовный анализ прогрессии коллективного греха на протяжении веков, до современных стран и народов Европы и мира. Начиная с истории Ветхого Завета, Св. Николай замечает, как дары, откровения и нравственные законы, которами Бог одарил каждый народ, его тяготение к истине, добродетели и духовному росту, или наоборот, его материализм, грехи перед Богом, перед самим собой и перед другими народами определяют будущее данного народа, благоволение Бога к нему и, в эcxатологическом смысле, духовное спасение народа, его место в Царстве Небесном. 
Иссделуя судьбу семи богоотступнических народов Канаанa, наказанных Богом (Втор. 7:1), Св. Николай Сербский замечает: «Чтобы наказать вероотступнический и богоборствующий народ, Господь воспользовается иногда народами издалека: так были привезены израильтяне из Египта для назанания канаанских идолопоклонников, подобно тому, как задолго после этого издалека будут привезены Аттила и Чингиз-Хан для наказания европейцев, саразины для наказания испанцев, турки, для наказания балканцев»1.  
Вот еще несколько цитат из писаний Сербскoгo Святителя на тему войны: «Все войны между христианами и язычниками, как и между христианами, с времен Христа до наших дней, имели одну и ту же суть: борьбy христианского понятия доброты и святости с языческими иллюзиями о могуществе и величии»2
Oбразец любой войны - считает Св. Николай - первоначальное братоубийство Авеля Каином. «Та же демоническая зависть, которая охладила любовь наших прородителей перед Богом, охладила и любовь их первенца перед братом своем. Это второе беззаконие произошло как следствие и наказание первого, то-есть грехопадения Адама и Эвы. Видя своего младшего сына убитого, Адам и Эва не могли не почувствовать язвенный укол греха, совершенного ими в Рае перед Богом. Однако это было только началом. В чем состоит образцoвый характер этого беззакония? В том, что преступление человела перед человеком - сведствие преступления человека перед Богом. Или, если говорить о войне, что война человека против человека возникает как следствие войны человека против Бога. ... Это первичное начало всех грядущих воин понимается в свете Святого Завета по следующему:
1. Существует непримиримый закон греха.
2. война человека против человека - следствие войны человека против Бога.
3. Война родителей против Бога рождает войну сыновей одни против других.
4. Милосердие Создателя укрощает закон греха и тем самым позволяет продолжение рода человеческого на земле».

Следующие цитаты переведены автором этого блога из румынского издания книги «Война и Библия»:
«От качества мира зависит существование или нет будущей войны. Если ваша жизнь была бы угодна Богу в мирное время, несомненно недошлось бы до войны. Мир без Бога - колыбель грядущей войны».
«Своей Евангелией, Христос предложил и предписал, с целью преодоления других воин, войну человека с самим собой. Те, кто не воюют с самими собой, со своими страстями, пороками и грехами, точно воюют против Бога и ближнего».
«После апостазии или неверия всегда следует идолопоклонство: ибо сразу, как человек отказывается от Бога, он наполняет пустоту своего сердца какой либо другой вещью, которой поклоняется как высшей реальности или ценности. Он заменяет единство Бога с множеством идолов. Ниодин идолопоклонник никогда не поклонялся только одному идолу... По мере того, как кто-то может сегодня сориентироваться в духовном хаосе множества образованных европейцев и американцев, и по мере того, как можно перечеслить их самые тяжелые раны, у них сегодня 5 главных идолов, которым поклоняются как Богу: 1) материя как идол; 2) собственное эго как идол; 3) империя (государство) как идол; 4) нация как идол; 5) культура как идол [...] Из этих пяти идолов, двух можно назвать глупых, а трех - лицемерных. Глупы - национализм и культура, ибо они очень шумные и горделивые, а лицемерны - материализм, империализм и эгоизм, ибо те прячутся и, путем лжи, показываются под другом именем. Всех этих идолов можно назвать, языком Достоевского, «демонами»».
Следующие фрагменты книги переведены журналистом и писателем Александром Григорьевичем Раковым и опубликованы в сервере современной прозы Проза.ру.  

«.... Tолько в освещении Откровения можно понять и объяснить войну. Вся мировая литература вместе взятая далеко не объясняет войну так, как это делает Откровение. ... Bойна, как и всякое индиви­дуальное и общественное явление, зависит исключи­тельно от нашего отношения к Богу и Божьему закону. Это одинаково касается как нехристиан, так и христиан. Разница только в том, что у нехристиан война зависит от их отношения к Богу и Его закону, внедрённому в их совести и до некоторой степени истолкованному их мудрецами; а у христиан война находится в зависимости от их отношения к Единому Живому Богу и Его за­кону, явленному через Иисуса Христа.

…Bойна неизбежна для того, кто, отступив от Бога, питается неугодными Ему мыслями, чувствами и делами и навлекает на себя заразу войны. Пока люди своими мыслями, чув­ствами и делами воюют против Бога — напрасны их мечты о мире. Вопреки желанию людей война должна возникнуть там, где посеяны её семена… «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48, 22). В наше время гораздо больше, чем когда-либо, кричат о мире — и готовятся к войне… Трудно поверить, чтобы такая двуличность не была наказана войной. Идолопоклонство мерзко Богу. Всё равно, по­клоняются ли люди Божьим или своим творениям; и то, и другое поклонение мерзко перед лицом Бога. Всякое идолопоклонство, как в наше, так и в минувшее время, бичуется Богом, посылающим разные тяжкие наказания, из которых самым тяжким и самым лютым является война.

Миссия Европы в том, чтобы самой жить по-христиански и помогать своим братьям, языческим народам, подняться ко Христу. Европа же сама впала в идолопоклонство. Из этого разлада проистекают все остальные, а за ними неизбежно следует война.

…На легкомысленный вопрос, каким образом Бог милости и любви допускает такие ужасы, как война, — можно ответить другим серьёзным вопросом: как люди, которым Бог ясно открыл Свою волю и Свой закон, могут без стыда и покаяния непрестанно оскорблять Бога и попирать Его закон? «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34, 6). Люди уже заслужили грядущую войну. Не будь Божьей милости и любви, война давно бы на­чалась. Воистину, не будь Божьей милосердной любви, меч — за грехи христиан — никогда бы не был опущен в ножны. Теперешний относительный мир, эта передышка, дана нам не за ум и культуру лю­дей, а по Божьей милости и любви; а также ради страха Божиего и молитв благочестивых и добрых людей, имеющихся в каждом народе Европы и Америки.
 
Могут ли спастись эти народы? Конечно, могут. Вопрос только в том, примут ли они это спасение. «Переменяет ли эфиоплянин свою кожу и барс полосатые пятна свои? Так и вы, привыкши к злому, можете ли делать доброе?» — спрашивал некогда Божий пророк израильтян пе­ред гибелью этого народа (Иер. 13, 23). Всё можно, если только люди захотят. Белая раса может изменить свой дух, исправить мысли, укротить свои стремления к не имеющим истинной ценности вещам и пойти к доброй цели за Тем, Кто сказал: «Я есмь Путь». Может, если захочет. Но захочет ли? От падения в пропасть до спасения из неё и безопасности — один шаг. Захотят ли люди отступить только на один шаг от ужасной пропасти, над которой стоят? Бог ждёт ответа на этот вопрос; ждёт, как отец, любящий и за­ботливый. Хотя бы ежедневно давали Богу отрица­тельный ответ, — по милости и любви Своей Бог ждёт; ждёт, не услышит ли от какого-либо на­рода добрый ответ, чтобы отклонить катастрофу.

Сейчас тратится много слов о разоружении.
Но как может разоружиться народ, обременённый, «вооружённый» грехом? Грех внушает страх, страх куёт оружие; таким образом, через страх, грех готовит войну. О, если бы не этот проклятый страх! Но страх останется, пока есть грех. Волей-неволей грешники должны вооружаться. Если бы люди освободились от греха, кто бы тогда стра­шился, кто бы ковал оружие, кто бы готовился к войне? Никто.

Цель мира! Почему не говорят о ней? не говорят пред Богом и пред людьми? Ведь это очень важная тема! Во имя чего люди стремятся к миру, генерал? Спросите их, и они смутятся. Опра­вившись от своего смущения, одни ответят: ради культуры; другие: ради экономического прогресса; третьи: для сохранения произведений человеческого искусства; четвертые: для государства; пятые: ради обезпечения личного существования и т.д. — Вздор! Современные громкие слова о разоружении и мире издают звук фальшивой монеты. Люди не знают цели мира, которого добиваются. А тем, кто сей­час больше всего настаивает на мире, он нужен для более удобного и безпрепятственного поклонения своим идолам. К чему ведет подобный мир?
Во время войны не было столько самоубийств, сколько сейчас, в наше мирное время!

Ради чего властители Европы и Америки на­стаивают на мире? Ради страха Божиего и славы Его или чтобы спокойнее пожинать плоды своей не­справедливости? Если верно последнее — а похоже, что верно, — тогда неудивительно, что им, вместо мира, будет послана война. Когда родился Владыка мира, хоры ангелов пели над Вифлеемом: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Прославление Бога, следовательно, должно быть на первом месте, и оно является необходимым условием истинного мира и благоволения среди людей. Если бы люди стремились к миру ради славы Божьей, то несомненно получили бы его и мир этот навсегда остался бы с ними.

Но разве вы хоть раз слышали от кого-нибудь из тех, кто настаивает на мире, что они дали обет воспользоваться миром во имя славы Божьей и для самоисправления? Такой обет совер­шенно необходим для истинного и прочного мира. Пусть нынешние миротворцы точно определят цель мира, исповедуя её громко, чтобы слышали их небо и земля, и тогда мы увидим, как отдалится от нас война.

Блажен правитель, который, познав Истину, вовремя призовёт народ свой к покаянию перед Богом Живым. Блажен народ, который вовремя скинет оружие своих грехов против Бога. Ни­какое зло не приблизится к нему. Не будучи вооружённым, он будет жить в безопасности, так как Всемогущий Господь защитит его непобедимой десницей Своей. Хотя бы у него не было ни одного меча — враги его будут безсильны перед ним и не перейдут границ его земли; Господь Саваоф не допустит их до этого. А если враги и перейдут его границы, то тем самым выроют себе могилу…

Блажен народ, который, освободившись от греха, первый освободится от вооружения. Такой народ примет великую миссию в мире. Он будет свет всем народам. Господь Бог прославит его невиданной славой и благословит его во веки.»
Источник: http://www.proza.ru/2008/03/11/543

Насколько проницателен и актуален Св. Николай Сербский и насколько важно как можно быстрее перевести все его творчество и на русский язык, может судить каждый.

1 «Razboiul si Biblia» («Война и Библия»), Editura Sophia, Bucuresti, 2007, p. 18; читать из румынского переводa книги можно прочесть на сайте: http://www.razbointrucuvant.ro/2010/08/25/sf-nicolae-velimirovici-razboiul-si-biblia-care-sunt-cauzele-viitorului-razboi/.
2 «The Religious Spirit of the Slavs. Sermons on Subjects Suggested by the War. Three Lectures Given in 1916 By Rev. Father Nicolai Velimirovic», http://www.fullbooks.com/The-Religious-Spirit-of-the-Slavs-1916x2701.html.