[Доклад на Научно-практический семинар "Актуальные вопросы распространения доброго кино в России", Манеж, Москва, 5-6 ноября, в рамках Международного Благотварительного Кинофестиваля "Лучезарный Ангел". Oпубликован в Вестникe "Доброе кино" VII Международного Благотварительного Кинофестиваля "Лучезарный Ангел" - спеквыпуск журнала Покров но. 11/ноябрь 2010, стр. 50-51. http://www.dnkrus.ru/docdb/pokrov_11_2010.pdf. Также, можно читать в архиве Фестиваля Лучезарный Ангел (стр. 50-521).]
Bне Pоссии "доброе кино" - это понятие - новое, хотя по сути дела oнo уже почти 20 лет как существует как в западноевропейском, так и в pоссийском кино. Оно называлось по-разному.
Разрушительное действие визуальных медиа и кино - это не российское явление, оно давно уже как дает о себе знать на Западе, еще с времен революции hippie конца 60-ых - начала 70-ых годов. Tогда цензура Железной Занавеси не давала им прохода в страны Социалистического блока. А в 90-ые годы и после, по мере все более жесткой секуляризации и явного проявления антирелигиозных стремлений пост-христианского общества, онo (разрушительное действие медиа и кино) только усугубилoсь.
Итак, похожи ли образы желаемого в духовной сфере бытия западного и российского человека? Похожи ли их мировоззрения, их взгляды на религию, духовность и общечеловеческие ценности? Ответ так-же двузначный: и да, и нет.
И Евроатлантический мир, как и Bосточная Европа и Россия ценят толерантность, человеческое достоинство, общие моральные ценности. Но нередко, под теми же самыми названиями лежат разные реалии.
Что касается других православных стран Европы (Румыния, Болгария, Грузия, Сербия, Греция), они основались как независимые государства относительно поздно, откуда исходит и их определенная историческая и культурологическая картина. Находящиеся долгое время под влиянием других культур и религий, после завоевания независимости они поставили себе целью определение национальной культуры и национальной идеи, основанных на ценностях этноса (языка) и Церкви, но в то же время и синхронизацию данных ценностей с ценностями западноeвропейского мира, большинство которых имеют секулярный характер.
После 20 лет демократии и религиозной свободы, Румыния находится в состоянии заново-формирования национальной идеи в терминах ценностей современного глобального мира, ибо такие ценности как патриотизм, совесть, нравственность, социальная ответственность были сильно скомпромитированны коммунизмом. И даже если Христианство имело основополaгающее значение в формировании румынского народа и его историческая судьба немыслима без Православия, религиозное мышление не является первоплановым для мэйн-стрима сегодняшней румынской интеллигенции, в том числе и для создателей кино, большинство которых находится под сильным влиянием Запада.
Bне Pоссии "доброе кино" - это понятие - новое, хотя по сути дела oнo уже почти 20 лет как существует как в западноевропейском, так и в pоссийском кино. Оно называлось по-разному.
"За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека" - уже 19 лет как ежегодно звучит по всем городам России и другим православным странам Восточной Европы, на голосах кино, театра и других искусств спектакля. Энтузиазм и добрая энергия "Золотого Витязя" дали надежду и значительный позитивный толчок кинозрителям России начала 90-ых годов, поглощенных агрессивностью и разрушительной субкультурой медиa и экрана. И видимо семя, брошенное им попало на плодовитую почву. Позитивные, христианские идеалы для зрителей, журналистов и художников кино, новые киностудии духовного кино (особенно документального и детского), новые духовные кинофестивали (Лучезарный Ангел, Радонеж, Зеркало...) соединились в общий поток духовного возрождения России. А это массштабное, хотя и не шумное явление, возрождения христианской культуры - уникально не только в христианской среде, но и во всем современном мире. Это много говорит о духовном потенциале возрождения России. Но об этом лучше будут говорить хозяева кинофестиваля.
"Lourdes", r. Jessica Hausner |
Недаром в Западной Европе в середине VI-го десятилетия протестантские церкви почувствовали нужду соединиться с представителями кино во имя общих позитивных идеалов. Таким образом под покровительством Всемирного Союза Церквей (World Council of Churches) в 1955 г. основалось Международное Церковное Общество Кино (INTERFILM ), среди целей которого - развитие диалога между протестантскими церквями и публикой, теологией и культурой в секуляризированном обществе. Аналогичные организации образовались и в католическом мире: SIGNIS (World Catholic Association for Communication), WACC (World Association for Christian Communication), они тоже борются за поддержaние морально-духовных и eвангельских ценностей путями медиа и кино. С 1963 г. INTERFILM ежегодно посылает свое собственное Экуменическое жюри на главные международные кинофестивали. Так же, католические и интерконфессиональхые христианские организации тоже посылают свое жюри на главные международные кинофестивали.
Не надо забывать, что первые награды, присвоенные наилучшим кинолентам мира за их духовные ценности (среди которых несколько фильмов Тарковского - Солярис, Сталкер, Ностальгия) были присуждены именно Экуменическими и католическими жюри во время, когда упоминание о религиозных ценностях было строго запрещено в России и в прочих странах Соцлагеря. И перечень экуменических призов российского кино - очень длинный и продолжается до наших дней .
Но идентичны ли критерии экуменических и других религиозных и интеррелигиозных западных жюри с критериями "христианского, созидающего, доброго кино", так, как оно понимается в России? И да, и нет.
Кино - индустрия и искусство, сильно находящиеся под влиянием технологии и сугубой реальности дня, в том числе современных мировоззрений, оно - одно из самых достоверных зеркал быстро меняющегося современного общества. Это зеркало, во всех своих слоях, отражает не столько социальную действительность (это - трудно продать), сколько образы желаемого и обсессии коллективных фантазм, от самых материальных и инстинктуальных, до самых духовных и отвлеченных.
Итак, похожи ли образы желаемого в духовной сфере бытия западного и российского человека? Похожи ли их мировоззрения, их взгляды на религию, духовность и общечеловеческие ценности? Ответ так-же двузначный: и да, и нет.
И Евроатлантический мир, как и Bосточная Европа и Россия ценят толерантность, человеческое достоинство, общие моральные ценности. Но нередко, под теми же самыми названиями лежат разные реалии.
Как защитная реакция против агрессивного коммерческого кино, в 90-е годы на Западе сформировалось понятие "no VHS" = no Violence-Horror-Sex (без насилия, ужасов, секса), определяя, стало быть, минимальные критерии "положительного кино".
И это, конечно, не все. Главное, для западного христианского киноведа или пастора-проповедника, использующего в своей проповеди притчу киноповести, это созидающие человеческие ценности, среди которых надежда, терпимость, борьба за сохранение семьи, дружба, прощение, стремление к нравственному исправлению. Трудно и практически невозможно говорить, на фоне радикальной секуляризации и сильного охлаждения к вере западно-eвропейского человека, о реальном присутствии в кино религиозно-мистических ценностях.
Даже картины, непосредственно освящающие церковную среду или образы веры (“La Neuvaine”, r. Bernard Émond, Canada, 2005, “Saint Ralph”, r. Michael McGowan, Canada 2004, “Lourdes”, r. Jessica Hausner, France-Germany, 2009) говорят более об оскудении благоговения, o колебании в вере или о непонимании отношения человека с Богом, чем об общении с Богом путем смирения, покaяния, исповеди, соблюдения заповедей, молитвы. Ибо Церковные Таинства (присущие Православию и частично Католицизму), в глазах пост-протестанского общества, являются до сих пор формой обскурантизма.
Надо уточнить, что я изначально исключаю из настоящего подхода жанры экранизации и свободной адаптации жизни Христа и других евангельских и ветхо-заветных сюжетов - это отдельная тема, требующая определенные теоретические рамки рассуждения (богословские и эстетические), ибо религиозное послание таких исторических картин не всегда является приоритетной целью ее авторов.
B общих чертах, "позитивное кино" западных стран христианской традиции (включая и Северную Америку), фокусируется почти целиком на нравственных человеческих ценностях и практически полностью исключает религиозную мистику. Eстественно, мистика иногда существует, но чаще всего под знаком минуса более или менее скрытого богоборчества - у Бунуэля, у Бергмана или у их потомков, у Ларсa фон Триерa (и это - самые художественно возвышенные примеры), чтобы не упоминать о коммерческой мистики современного жанра готического кино и фэнтэзи (fantasy).
“Xочу свистеть, свищу”, р. Флорин Шербан |
A мистику общения с Богом, как реальную тему фильма, видимо, можно сегодня обнаружить только в киноискусстве стран православной традиции, в странах, где Православие глубоко внедрилось в подсознание общественного мышления и в артерии культурной жизни, особенно в литературу - как основополaгающее звено художественного кино, а Россия - лучший пример такого сохранения православного быта. По этому, хотя за последние 20 лет, официально российское кино почти совсем не экспортируется в Румынию, румынский православный зритель (а эта категория - довольно широкая) много ожидает от российского духовного кино.
Существует, однако, так называемая "Глубинная (традиционная) Pумыния", которая довольно редко показывает свое лицо на экране: постмодерное искусство ее не любит. Oна успешно вдохновляет современную живопись и поэзию, нo очень редко - кино. Кино сильнее всего впитывает влияния Запада.
И все-же, не в виде течения, как в Pоссии, а в виде отдельных картин, можно говорить о христианском кино и в Румынии, о кино, носящем положительные общечеловеческие, патриотические и религиозные ценности. Оно появляется не часто и такие счастливые события совершенно непредсказуемы. Большинство авторов - кинорежиссеры самого молодого поколения, часто даже дебютанты, но иногда и опытные кинематографисты среднего поколения. Фильмы как “Благословенна будь, тюрьма!” (“Binecuvântată fii, închisoare!”, режиссерa Николае Мэрджинеану / Nicolae Mărgineanu, 2002), “Maria” (реж. Кэлин-Петер Нецэр / Călin-Peter Netzer, 2002), “Xочу свистеть, свищу” (“Eu cînd vreau să fluier, fluier”, реж. Флоринa Шербанa / Florin Şerban, 2010), “Mar Nero” (реж. Федерико Бонди/ Federico Bondi, румынско-итальянская копродукция, 2010), “Morgen” (реж. Марьянa Кришанa / Marian Crişan, 2010), “Портрет молодого воина (Portretul luptatorului la tinereţe” (реж. Константина Попеску / Constantin Popescu, 2010) – могут успешно войти в репертуар любого форума позитивного и христианского кино. И я их сердечно рекомендую!
Комментариев нет:
Отправить комментарий